Похоронные традиции у татар
Личный кабинет
Логин
Пароль

Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Новости

Похоронные традиции у татар

10 Декабря 2013

В каждом ауле есть человек, который в подробностях знает порядок ритуального действия и следит за точным его исполнением.

В мусульманских семьях принято, чтобы к старости женщина приготовила достаточное количество материала, из которого будет сшит саван, для себя и для своего мужа. Это белая хлопковая ткань длиной около 15 метров. Также во время татарских похорон всем пришедшим в дом и выразившим соболезнования людям принято раздавать саадак – небольшие полезные вещи: полотенца, отрезы ткани, платки, носки. Все это собирается и хранится до печального дня в семьях. Часто для саадака используются и вещи, полученные на чужих похоронах.

Обряжение умершего

Умершего нельзя класть на мягкое. Его кладут головой в сторону Мекки. Руки покойника вытягивают вдоль туловища. На грудь обязательно кладут железный предмет, например ножницы. Тело покрывают простыней, а голову – полотенцем, чаще старинным домотканым. Возле умершего всегда находятся люди. Обычно это пожилые женщины, возможно и не состоящие с ним в родстве. Плакать, громко причитать запрещается. Все предметы, которые обладают свойством отражать, завешиваются тканью. Всю ночь сидящих с покойным поят чаем. Утром все мужчины, которые могут это делать, идут рыть могилу. Могила роется особая: у дна делается расширение в одну сторону, достаточное, чтобы вместить человека. И могила не должна оставаться без присмотра до самых похорон. Если возле нее не находится человек, в нее опускается топор или другой металлический предмет. Копавшим могилу обязательно раздают садаке. Обмывать умершего начинают, когда могила уже готова. К этому времени женщины успевают сшить саван – крупными стежками, на руках, без узелков на нити. Обмывают строго мужчин мужчины, женщин – женщины. Вода для обмывания готовится под чтение молитвы, ведро с этой водой нельзя ставить на пол. Под ведро подстилается полотенце, в ведро подливают теплую воду по мере расходования. Во время обмывания в комнате находятся люди, которые выполняют строго обозначенные действия под руководством самого опытного человека, который непосредственно обмывает умершего и руководит остальными. Еще один человек помогает переворачивать усопшего, третий следит за тем, чтобы не кончилась вода, четвертый поливает. В последнюю воду добавляют настой душистых трав. Женщин обмывают, держа над ними чистую белую простынь.

Завершив обмывание, приступают к обряду обряжения. Одежда, в котором хоронят татар, называется кэфен. Это рубаха, фартук и платок, если умерла женщина. Мужчин обряжают в чалму. Всем помогающим обмывать и обряжать умершего полагается садака – отрезы на платье, платки, полотенца.

Когда покойник обряжен, приходит время прощания, в котором участвуют только близкие.

Погребение

Выносят покойника ногами вперед, затем переворачивают. Несут в специальных носилках, на некоторое время носилки оставляют на небольшом возвышении перед кладбищем, в это время присутствующие молятся соответственно обряду. По мусульманским канонам, человека нельзя хоронить в гробу. В настоящее время иногда покойника укладывают в гроб, но никогда не закрывают его крышку. Как правило, в самом погребении участвуют только мужчины. Трое самых близких родственников спускаются в могилу, принимают усопшего, которого опускают на трех полотенцах, укладывают его и после закладывают боковую нишу с покойным кирпичом, а сверху толью, чтобы в лэхет не попала пыль. Опоясываются полотенцами, на которых спускали покойного, и выходят из могилы. Когда могилу засыпают землей, все участвующие в ритуале погребения рассаживаются вокруг могильного холма, а мулла читает суру из Корана. Тут же, на кладбище, родственники раздают всем, кто помогал, саадака – платки, носки, деньги.

В то время, когда на кладбище происходит захоронение, женщины возвращаются в дом. Одна из них, знающая Коран, читает его. По традиции перед ней ставится блюдо с мукой и живую курицу. Если курицы нет, то яйца. После прочтения мука и курица отдаются самому нуждающемуся в качестве могильного подаяния, все это нужно завершить до опускания умершего в могилу.

Затем женщины обязательно моют пол, начиная с порога. Стирают, в первую очередь, вещи, соприкасавшиеся с покойным, и вещи, принесенные из мечети. Все это нужно успеть сделать до прихода мужчин с кладбища. Опять раздается саадака всем присутствующим.

Затем в дом заходят старики – не родственники покойного, и читают Коран. В доме, где умер человек, три дня действует запрет на приготовление еды. Поэтому по традиции близких на обед приглашают соседи, родные.


Возврат к списку