Новости

Эпитафия в одной строчке – вся жизнь и немного больше

11 Декабря 2013

Слово «эпитафия» греческого происхождения, поэтому принято считать, что и сам обычай оставлять на могилах умерших краткие и ёмкие надписи родился в Древней Греции. Хотя, возможно, греки только дали название этой традиции – ведь надписи находят на захоронениях, сделанных и в других странах задолго до расцвета Эллады. Поначалу греки называли эпитафиями речи, произносимые на похоронах. В этих речах превозносились достоинства умершего. Позднее хвалебные эпитафии стали высекать на надгробиях.

Так, христиане чаще всего используют фразы «Покойся с миром», «Мир праху твоему» и т.д. Ортодоксальные иудеи наносят выдержки из священных книг на надгробия исключительно на иврите. Мусульмане исторически вообще предпочитали ничего не писать на памятниках, и лишь сравнительно недавно стали использовать эпитафии.

Светская эпитафия может быть разной, встречаются даже юмористические надписи на надгробиях. Как правило, это делают в тех случаях, когда покойный сам завещал сделать на его могиле именно такую надпись либо если он был неординарным человеком, жизненный путь и личность которого можно охарактеризовать только таким способом.

Фактически эпитафия – это квинтэссенция жизни человека и даже немного больше. Если не пользоваться стандартными фразами, а попытаться самому написать эпитафию, это окажется не так уж легко. Кратко, как правило, двумя-тремя предложениями дать представление о жизни покойного, рассказать о его достоинствах, выразить скорбь тех, кто оплакивает его уход – для этого нужно особое мастерство.

Многие писатели получали заказы на эпитафии. Писал их даже Пушкин – широко известна его проникновенная эпитафия на могиле ребёнка Волконских. Часто для эпитафии просто используют ёмкую, эффектную фразу из какого-либо художественного произведения. Так, цитаты для эпитафий часто берут у Омара Хайяма, Байрона, Владимира Высоцкого, Расула Гамзатова, Булата Окуджавы и других поэтов. Цитаты из произведений часто становятся эпитафиями и на могилах самих писателей.

Составляя эпитафию, надо помнить, что она должна быть, во-первых, «берущей за душу», проникновенной. У того, кто ее читает, эпитафия должна вызвать спектр эмоций – как правило, печаль, скорбь, сожаление. Во-вторых, эпитафия не только выражает скорбь об ушедшем, но и заставляет вспомнить этого человека, задуматься о том, как он прожил жизнь, а порой – и о смысле жизни вообще. В-третьих, в эпитафии не должно быть места лицемерию. Если человек не обладал выдающимися качествами, не стоит их приписывать ему в эпитафии, но не стоит и обозначать в ней его недостатки. Лучше упомянуть одно-два скромных достоинства, но те, которыми ушедший действительно обладал.

Эпитафии уже давно признаны как отдельный литературный жанр, но исследуют их не только литературоведы, а еще и историки, психологи, теологи и т.д. Проводятся даже конкурсы эпитафий. В Англии такой конкурс проводил Национальный архив памятных надписей и журнал History Magazine. Самой оригинальной эпитафией признали надпись на могиле жительницы Лафборо. На памятнике были указаны имена всех врачей, которые лечили женщину и те процедуры, которым они ее подвергали.


Возврат к списку