Новости

Африканские ритуалы

13 Декабря 2013

Понятия «жизнь» и «смерть» не являются взаимоисключающими, не существует четких разделительных линий между ними. Существование человека представляет собой динамичный процесс, включающий в себя увеличение или уменьшение власти или жизненной силы живого ​​и мертвого, поскольку существуют разные уровни жизни и смерти. Африканский ученый религии Плачиде Темпелс описывает каждое несчастье, с которым сталкиваются африканцы, как «уменьшение жизненной силы». Болезнь и смерть являются результатом некоторого внешнего фактора, человека, предмета или обстоятельства, которые ослабляют людей, поскольку этот фактор содержит большую жизненную силу. Смерть не изменяет или не прерывает жизнь человека – она лишь вызывает изменение ее условий. Это выражается в концепции «предков», то есть людей, которые давно умерли, но все еще продолжают «жить» в обществе и общаться со своими семьями.

Данная концепция прослеживается во всех странах Африки южнее Сахары. Верования, заложенные в давние времена, в большинстве случаев были изменены в ХХ веке в силу широкого влияния христианства или ислама, а некоторые обычаи, связанные с захоронениями, вообще исчезли. Тем не менее многие религиозные концепции и практики продолжают сохраняться.

Африканская концепция смерти

Смерть, хоть и страшное событие, но воспринимается как начало более глубоких отношений человека с его творцом, общение видимых миров с невидимыми. Цель жизни станет определенной после смерти. Вот почему каждый человек, который умирает, должен быть захоронен с соблюдением религиозных требований церемонии захоронения. Если это не будет сделано, мертвец может стать странствующим призраком, который не в состоянии жить, как положено, после смерти и, следовательно, представляет опасность для тех, кто остается в живых. Можно было бы утверждать, что проведение правильных обрядов является большей гарантией защиты для жизни, чем обеспечение безопасного прохода умирающим. Существует амбивалентность в отношении к недавно умершему человеку, которая состоит в колебании между любовью и уважением, с одной стороны, и страхом и отчаянием, с другой. Данный нюанс объясняется тем, что мертвые имеют власть над живыми.

Многие африканские народы имеют обычай выносить мертвое тело через отверстие в стене дома, а не через дверь. Объяснением этому, судя по всему, служит создание таких условий, при которых умерший человек не может вспомнить путь назад к жизни, поскольку отверстие в стене немедленно закрывается. Иногда труп выносят ногами вперед, символически указывая направление, ведущее прочь от бывшего места жительства. На пути к месту захоронения могут быть расположены шипы, а на самой могиле возведены барьеры. Другие народы, наоборот, прилагают особые усилия для того, чтобы мертвые гарантированно легко могли снова вернуться в свои дома, а некоторые люди даже погребены под зданием или рядом с бывшим жильем.

Многие люди считают, что смерть является потерей души. Есть признание разницы между физическим телом, которое похоронено, и нефизической сущностью человека, который живет. Но не следует путать данный факт с западным дуализмом, который отделяет физическое от духовного. Когда человек умирает, некоторая составляющая этого человека продолжает жить в духовном мире, получив новое тело, идентичное земному, но с расширенными способностями существования в качестве духа. Смерть детей рассматривается как особенно прискорбное событие, поэтому многие африканские народы дают своим детям специальные имена, которые помогут предотвратить преждевременную смерть.

Африканская концепция загробной жизни

Почти все африканские народы веруют в особое высшее существо, создателя земли. Мертвые, как считается, находятся ближе к высшим существам, чем живые. Большинство африканских народов считает, что награды и наказания приходят к людям в этой жизни, а не в потустороннем мире. В земле усопших это происходит автоматически, независимо от земного поведения человека, при условии что соблюдались правила обряда погребения. Человек может являться маньяком, убийцей, вором, тем, кто нарушил правила общества или табу, или тем, кто умер неестественной смертью или был ненадлежащим образом захоронен. В таком случае он может быть обречен на наказание в загробной жизни как странствующий призрак, может быть избит и изгнан предками или подвергнут пыткам в соответствии с серьезностью его проступка по принципу католической концепции чистилища. Среди многих африканских народов живет широко распространенное убеждение, что ведьмы и колдуны не будут приняты в духовном мире, поэтому они отказываются от надлежащего захоронения: иногда их тела подвергаются воздействиям, которые сделали бы невозможным захоронение: жжение, рубка и выбрасывание гиенам. Среди африканцев, которые будут отдалены от сообщества предков в смерти, данное событие эквивалентно попаданию в ад.

Реинкарнация и трансмиграция души

Понятие реинкарнации встречается у многих народов. Реинкарнация представляет собой возврат души умершего человека к телу новорожденного. Существует тесная связь между рождением и смертью. Мертвые возвращаются в свои общины, кроме тех несчастных, о которых речь шла выше. Не существует никаких лимитов на количество возможных перевоплощений – предок может перевоплотиться в более чем одном человеке за один раз. Некоторые африканские мифы утверждают, что количество душ и тел ограничено. Для африканцев важно обнаружить, что в новорожденном ребенке возрождается предок, после чего вся община будет благодарить создателя за это событие.

Трансмиграция (также называемая метемпсихозом) обозначает воплощение человека в животном. Наиболее распространенной формой этого явления считается преобразование ведьм или колдунов в животных для того, чтобы вершить злые дела. Африканцы также считают, что люди могут обитать в конкретных животных после смерти, особенно в змеях, к которым относятся с большим уважением.


Возврат к списку